Krokus Blues
главная | о нас | новости | каталог | план релизов | партнеры | где купить? | вопросы и ответы | контакты | корзина
Главная » Каталог

Альбомы

KOKO TAYLOR

KOKO TAYLOR     (photo courtesy Alligator Records)Koko Taylor: единственная и неповторимая


- Блюз - мои корни, - говорит Коко Тейлор. И эта фраза совсем не дежурная блюзовая банальность, а чистая и теперь уже редкая правда. Время беспощадно уносит тех, чьи корни питались в блюзовой земле американского Юга блюзовых времен 30-х и 40-х. Коко тогда только на свет появилась.

 

Ее настоящее имя Кора Волтон (Cora Walton). И выросла она на хлопковых полях недалеко от Мемфиса в фанерном однокомнатном домике вместе с многочисленными своими братьями да сестрами. С 11 лет, оставшись без родителей, Кора испила всю чашу блюзовой нужды. Бродяжничая по дорогам Теннеси и Миссисипи, она слышала многих великих исполнительниц — от Биг Мамы Торнтон до самой Бесси Смит. Затем она слыхивала и Хаулина Вулфа и Мадди Уотерса, и Сонни Бой Уильямсона. Кора и не мечтала тогда присоединяться к этим гигантам, хотя и обожала петь и госпел, и блюз. И все-таки немного позднее, к ее удивлению, это произошло.

 

В 18 Кора Волтон уже успела выйти замуж и стать миссис Тейлор. Где-то в конце 70-х ее супруг (ныне покойный Роберт “Попс” Тейлор) в поисках работы отправился в Чикаго и Кора последовала за ним. 35 центов да пачка кукурузных хлопьев - это все, что у них было, - вспоминает Коко. Коко - эта детская кличка на всю жизнь прилепилась к ней. Все из-за непреодолимой и по сей день страсти к поеданию шоколада. Только вот в Чикаго ей и удалось впервые утолить, как следует, свой шоколадный голод.

 

Устроившись уборщицей в респектабельное заведение северной части города, где обитали белые, она часто пропадала в черных клубах Южного Чикаго и уже вскоре поразила своим пением самого Вилли Диксона.

 

- Господи, никогда не слышал, чтобы женщина вот так вот пела блюз, - воскликнул он. - Сегодня слишком много мужчин исполняют блюз и если что и нужно мне сейчас, так это женщина, поющая блюз твоим голосом, - заключил Диксон, после чего он же ведь и привел Коко в студию “Chess rec.”. Это был 1962 год и Коко исполнилось тогда 20.

 

Под лейблом “Chess” она записала несколько синглов и пару альбомов, включая свой знаменитый “Wang Dang Dooble”. Этот хит и закрепил за Коко Тейлор репутацию блюзовой вокалистки номер один. Много самой разной воды утекло с тех пор, но даже в худшие времена для блюза, имя Коко Тейлор не забывалось. Ни один блюзовый фестиваль без нее не обходился. И вот тогда молодой продюсер, он же и основатель лейбла “Aligator Rec.” Брюс Иглауэр, потрясенный ее голосом не менее Вилли Диксона, открыл для Коко новые горизонты. В самом кризисном для блюза 75-м, первый же ее аллигаторовский диск был номинирован ан “Грэмми”.

 

С тех пор под этим лейблом Коко Тейлор записала еще семь альбомов (шесть из них также номинированы на “Грэмми”).

 

Сейчас Коко — безусловная рекордсменка среди блюзовых вокалисток по накопленному количеству премий имени W.C.Handy. Всего этих премий у нее девятнадцать.

 

Подлинная слава и популярность пришла к ней в 90-х. Благодарное время для всех, блюзменов, кто сумел продержаться! В 93-м мэр города Чикаго объявил Коко городской легендой года, и тут же журнал “Chicago Magazine” назвал ее чикагцем года (Chicagoan of the year). Ну а потом слава и почести посыпались на Коко, как из рога изобилия.

 

Она была возведена в зал славы блюза, а маститый “Roling Stone” признал ее величайшей блюзовой вокалисткой среди женщин своего поколения. Она появилась на сцене во время чествования Президентов, при инаугурации Джорджа Буша и дважды при инагурации Билла Клинтона. Разумеется, нашумевший фильм “Братья Блюз 2002 также не обошелся без ее участия.

 

Сейчас Коко Тейлор неимоверно закручена в чрезвычайно плотный гастрольный график. За год она выходит на сцену более 100 раз. Появляется на концертах и Бадди Гая и Би Би Кинга и даже у таких не совсем блюзменов, как Роберт Плант и Джимми Пейдж. А недавно ей удалось осуществить свою давнишнюю мечту - Коко Тейлор, наконец-то, открыла в Чикаго свой собственный клуб, где она, видимо, предполагает выступать в основном в тесном кругу близких поклонников.

 

- Мой блюз не для тех, кто сидит, свесив голову, - восклицает Коко Тейлор. - Я пою, чтобы заставить всех и все кругом двигаться.

 

 

©   Александр ЧЕЧЕТТ

©   журнал “ДЖАЗ-КВАДРАТ”, 2000г.

http://www.nestor.minsk.by/jz/articles/2000/31/jz3112.html

 

 

 

Коко Тейлор (настоящее имя Cora Walton), ведущая певица чикагского блюза, почти сорок лет носящая титул «королевы блюза» (Queen Of The Blues), родилась 28 сентября 1935 в пригороде Мемфиса, штат Теннеси. В семье чернокожих издольщиков она была шестым ребёнком. За пристрастие к шоколаду девочка получила прозвище Коко (созвучно с английским «chocolate»).

 

В религиозной семье все с младых ногтей увлекались музыкой госпел, братья на досуге играли на самодельных инструментах, Кора выделялась сильным, выразительным голосом. Предметом всеобщего внимания являлся радиоприемник, благодаря которому Коко услышала повлиявших на неё великие голоса блюза — Бесси Смит, Мемфис Мини, Ма Рейни, Биг Мейбелл, а также гигантов чикагского блюза и Би Би Кинга.

 

В 1953 Кора приехала с приятелем Робертом Тейлором (прозвище Pops — «папаша») в Чикаго. Она тут же нашла работу служанки и…вышла замуж за Попса. Конец недели чета посвящала развлечениям, посещала клубы, где нередко Коко Тейлор пела, под аккомпанемент знаменитых групп Мадди Вотерса, Джоржа «Бадди» Гая, Джимми Рида, лидеры которых в качестве интермедии позволяли новичкам попробовать свои силы.

 

В начале 1960 года Тэйлор была представлена Вилли Диксону, художественному руководителю главной компании звукозаписи чикагского блюза Chess Records. Его предприятие испытывало ощутимый дефицит вокалисток. Учитывая это обстоятельство и талант Коко Тэйлор, Диксон сделался куратором ее карьеры. Для начала он организовал выпуск пары ее песен на маленькой фирме USA. Затем он устроил импровизированную сессию звукозаписи в своей домашней студии, причем Тэйлор даже не была поставлена в известность о том, что идет запись, и узнала об этом лишь через год, после выпуска пластинки на фирме Spivey. Она получила копию альбома и денежный чек за работу.

 

Только после этого, в 1964 году Коко Тэйлор стала записываться для фирмы «Чесс». Песни, написанные для нее специально Диксоном. Вилли также настаивал, чтобы певица сочиняла собственный материал. Первая ее песня появилась в 1965 году и была посвящена мужу.

 

В этом же году Диксон предложил записать своей протеже песню, ставшую ее визитной карточкой и до сегодняшнего дня — «Wang Dang Doodle». Кстати, композиция стала последней из продукции «Чесс Рекордз», попавшей в ритм-энд-блюзовый ТОР-10.

 

Наличие в репертуаре такого шлягера привело к расширению концертной географии Коко Тэйлор за пределы Чикаго. В конце 60-х она выступила в Европе.

 

Не менее важным для чернокожего артиста было то, что ее гастрольные дороги привели ее к белой аудитории самого Города Ветров: возможность петь в клубах северной части Чикаго, то есть для белой аудитории, являлась еще более крупным успехом, чем поездка за океан.

 

1972 год стал во многих смыслах ключевым для Коко Тэйлор. В этом году она рассталась с фирмой «Чесс Рекордз» и в этом же году она выступила на крупнейшем тогда блюзовом фестивале Америки — Энн Эрбор Блюз Энд Джаз Фестивал. Тэйлор основала свой собственный ансамбль The Blues Machine, руководил которым Попс Тэйлор. Выходит первый концертный альбом певицы на одной из крупнейших фирм Atlantic Records. Венцом успеха Тэйлор стало подписание контракта с одной из концертных компаний об организации ее выступлений на общенациональном уровне, то есть по всей Америке.

 

1975 год стал новым этапом в карьере Коко Тэйлор. Она подписала контракт со стремительно восходящей компанией «Аллигатор» и выпустила альбом «I Got Wath It Takes». Он содержал материал, идентичный ее первым записям середины 60-х годов, который был аранжирован в современном стиле и с участием электромузыкальных инструментов. С тех пор Тэйлор не меняет партнеров и скоро будет 40 лет, как она выпускает диски на Alligator Records, входя в тройку ее самых покупаемых артистов.

 

В 1988 году Коко и Попс Тэйлор попали в автомобильную катастрофу, в результате певица получила многочисленные травмы и переломы, а ее супруг перенес клиническую смерть. В итоге Роберт Тэйлор не оправился от последствий аварии и умер через несколько месяцев.

 

Подобно другим преуспевающим в блюзе коллегам, в 1995 году Коко Тэйлор открыла в Чикаго музыкальный клуб Taylor?s Celebrity, переживающий ныне как коммерческое предприятие не лучшие времена.

 

Певица по-прежнему в высшей степени востребована, однако состояние здоровья (диабет) и возраст вынуждают её сократить количество концертов порой до 2-3 в месяц.

 

Ее не миновала ни одна сколько-нибудь заметная премия или награда в области ритм-энд-блюза, включая 19 премий Уильма Хэнди и «Грэмми» в 1984 году.