Krokus Blues
главная | о нас | новости | каталог | план релизов | партнеры | где купить? | вопросы и ответы | контакты | корзина
Главная » Каталог

Альбомы

JAMES COTTON

JAMES COTTON     (photo courtesy Alligator Records)

Джеймс КОТТОН - американский блюзовый певец, признанный виртуоз блюзовой губной гармоники со своей уникальной манерой игры; продолжает традицию чикагской школы игры на губной гармонике, сформировавшейся под влиянием Санни Боя Уиллиамсона II (Sonny Boy Williamson) и продолженной творчеством Литл Уолтера (Little Walter) и Биг Уолтера Хортона (Big Walter Horton); играл и записывался в блюзбэнде Мадди Уотерса (Muddy Waters).

 

Родившийся в хлопковом регионе Юга США, Джеймс Коттон с раннего детства погружен был в блюзовую музыку. Еженедельные радиоконцерты, которые вел Санни Бой Уилльямсон в легендарной для истории блюза радиопрограмме "Время Короля бисквитов"(King Biscuit Time), произвели столь сильное впечатление, что в возрасте девяти лет Джеймс Коттон бежал из дома, добрался до города Хелена, откуда вещала радиостанция KFFA, разыскал Санни Боя Уилльямсона и в течение шести лет был его учеником, по необходимости подменяя в его группе гитариста или барабанщика.

 

С 16 лет жил в Мемфисе, работал в группе Хаулин Вулфа (Howlin' Wolf), затем с Уилли Никсом (Willie Nix) и Джуниором Паркером (Junior Parker). В 1953-1954гг. сделал первые записи для фирмы "Сан"(Sun) Сэма Филлипса (Sam Phillips). На этих записях Джеймс Коттон предстает вокалистом с мощным сырым грубым голосом и агрессивной энергетикой, однако вовсе не играет на губной гармонике. Соло Пэта Хэра (Pat Hare) на этих записях специалисты рассматривают как уникально раннее проявление рок-эстетики в игре на гитаре.

 

В 1955г. вместе с Пэтом Хэром Джеймс Коттон принимает приглашение в блюзбэнд Мадди Уотерса (Muddy Waters) и переезжает в Чикаго. Соло Коттона звучат в нескольких признанных классикой блюза записях Мадди Уотерса, в том числе и на записи выступления 1960г. на традиционном фолк-фестивле в Ньюпорте. Как солист или аккомпаниатор, Джеймс Коттон с конца 50-х много записывается и с другими чикагскими блюзмэнами: пианистом Отисом Спэнном (Otis Spann), гитаристом Джонни Янгом (Johnny Young) и др.

 

В 1966г. организовал собственную группу; подписал контракт с мэджор-фирмой "Верв"(Verve), для которой записал (при участии Майкла Блумфилда (Michael Bloomfield) в роли сопродюссора и гитариста) три альбома, демонстрирующих не столько чикагский стиль, с которым к тому времени уже прочно ассоциировалось его имя, сколько мемфисский ритмэндблюзовый подход к исполнению блюза в формате небольшого оркестра, в котором существенную роль исполняла свингующая группа медных под руководством известного саксофониста Жена Барджа (James F."Gene" Barge).

 

Популярные американские рок-музыканты высоко ценили исполнительский стиль и свободную манеру ведения концертов Джеймса Коттона, благодаря чему в конце 60-х он часто выступает в программе рок-фестивалей (Sky River Rock Festival, Miami Pop Festival) и открывает выступления рок-звезд: Дженис Джоплин (Janis Joplin), "Грейтфул Дэд"(Grateful Dead), ("Стив Миллер Бэнд"(Steve Miller Band), с которым позже записывал его эстрадные хиты) и др.) и др. Вместе с Уилли Диксоном (Willie Dixon) принимает участие в записи дебютного альбома Джонни Уинтера (Johnny Winter). В 70-х сотрудничал с рок-звездой Тодом Рандгреном (Tod Randgren).

 

В 1974г. записывает для независимой фирмы "Будда" (Buddah) несколько альбомов, получивших высокую оценку у критиков, но имевших ограниченный коммерческий успех. На протяжении 70-х Джеймс Коттон постоянно гастролирует. Один из немногих среди блюзмэнов, в этот сложный для блюза период он сохраняет постоянный ансамбль, который часто используют для своих выступлений и в котором находят работу другие ветераны. Во второй половине 70-х Коттон вновь сотрудничает с Мадди Уотерсом и Джонни Уинтером.

 

Новый этап творчества Джеймса Коттона начинается в 1984г. подписанием контракта с чикагской блюзовой фирмой "Эллигейтор"(Alligator). Концертный альбом, записанный для этой фирмы в 1986г., был номинирован на "Грэмми"(Grammy). Следующий альбом так же был записан на концерте - но в техасском клубе и для техасской независимой блюзовой фирмы "Энтоунз" (Antone's) - и так же был номинирован на "Грэмми". И очередную, третью номинацию принес следующий альбом, записанный для "Эллигейтор" вместе с тремя другими мастерами губной гармоники чикагской школы: Джуниором Уэллсом (Junior Wells), Кэри Бэллом (Carey Bell) и Билли Брэнчем (Billy Branch).

 

С открытием на "Верв" новой большой блюзовой программы, Джеймс Коттон возвращается на фирму и в 1996г. записывает поистине уникальный альбом, в котором "сырой и шершавый" кантри-блюз подается в "салонной" акустике изысканного джазов-комбо. Кроме блюзового гитариста Джо Луиса Уокера (Joe Louis Walker), с которым Джеймс Коттон особенно часто сотрудничает в 90-х, в записи этого альбома принимали участие джазовые музыканты: именитый контрабасист Чарли Хэйден (Charlie Haden) и Дейв Максвелл (Dave Maxwell), фортепиано.

 

Соединение несоединимых изысканности и грубости обернулось несомненной удачей творческого поиска. Коттон удивил всех, кто знал его давно, и альбом был удостоен "Грэмми" и премии им.В.К.Хэнди. Опыт акустического ансамбля без ударных инструментов продолжил следующий альбом, вышедший в 1999г.

 

Несмотря на то, что к концу 90-х у него возникли серьезные проблемы с голосом и ему пришлось пройти несколько хирургических операций на голосовых связках, Джеймс Коттон продолжает много и плодотворно выступать. Вряд ли поклонники бель-канто ходят на его концерты - зато истинно блюзовая атмосфера всегда радует почитателей жанра. Десятилетия музыкального опыта и концерты в элитных клубах Нью-Йорка и Парижа, может, и навели некоторый глянец на его выступления, но не стерилизовали сути его блюза, рожденного в Дельте, закаленного в горячие годы в Мемфисе и прошедшего чикагскую выдержку.

 

 

©   Андрей ЕВДОКИМОВ, “Весь Этот Блюз” – Whos Who, 1999г.

©   BLUES.RU, Блюз в России

http://www.blues.ru/bluesmen/James_Cotton/

 

 

 

Когда говорят о блюзе на губной гармонике, то на ум, прежде всего, приходит имя этого человека - James Cotton. Человека, сочетающего в себе ритмику Sonny Boy Williamson, мастерство Little Walter, чувство свинга Big Walter Horton. Он прошел школу Muddy Waters, учился у самого Sonny Boy Williamson II, выдержал жесткую конкуренцию блюзовых харперов в Чикаго и по сей день остается одним из самых известных исполнителей на этом инструменте.

 

Слушая блюзы, по радио и в среде рабочих хлопковых полей, юный Джеймс так впечатлен этой музыкой, что в возрасте 9 лет уходит из дома, чтобы брать уроки игры на гармонике у самого Sonny Boy Williamson II. Позднее, став уже довольно зрелым музыкантом, играет с такими гигантами блюза как HowlinWolf, Junior Parker, которые оба тоже были гармошечниками. В середине 50-х годов записывает несколько синглов на фирме “Сан”, под руководством легендарного Сэма Филлипса.

 

В 1955 году в его музыкальной карьере наступает перелом - его приглашает в свой бэнд Muddy Waters, звезда и духовный отец послевоенного чикагского блюза. Это моментально поднимает музыкальную репутацию Коттона, что делает его востребованным на многих записях других музыкантов, ставших уже классическими, хрестоматийными.

 

В период увлечения белой молодежи блюзом, Джеймс и тут оказался на гребне волны, приняв участие в записях ведущих блюзроковых исполнителей, выступая с ними на концертах.

 

В 1974 году записывает, наверное, свой наилучший альбом “100% Cotton”, который является показательным с точки зрения исполнительского мастерства игры на губной гармонике.

 

В 1984 году Коттон выпускает знаменитый, номинированный на Грэмми диск “High Compression”, который демонстрирует движение музыканта в сторону современного звука.

 

В 1990 году на “Аллигаторе” Джеймс записывает альбом с тремя другими разными по стилю, но близкими по духу гармошечниками - Carey Bell, Junior Wells, Billy Branch.

 

В 1996 году получил премию Грэмми и высшую премию в области блюза WC Handy awards за альбом “Deep In the Blues”. Альбом интересен тем, что в его записи принимали участие столь разные музыканты, как контрабасист авангардного джаза Charlie Haden, гитарист современного блюза Joe Louis Walker и бесподобный пианист, играющий в манере классического чикагского блюза - David Maxwell.

 

В конце девяностых, из-за проблем с голосовыми связками, по совету врачей, вынужден отказаться от пения, с тех пор, в записи его альбомов в качестве вокалистов принимают участие исключительно приглашенные музыканты.

 

 

©   Константин КОЛЕСНИЧЕНКО, @bluesharp.inkharkov.com

©   BLUES.RU, Блюз в России

http://www.blues.ru/bluesmen/James_Cotton/James_Cotton2.aspx